ПОДВОДНАЯ ФОТООХОТА  

Условно подводную фотографию можно разделить на два вида: съемка с использованием акваланга и фотоохота, когда ныряльщик не применяет дополнительных средств, а весь процесс съемки происходит в свободном нырке на задержке дыхания. Вот именно о такой фотоохоте мне бы хотелось рассказать.

Решение погрузиться под воду с фотоаппаратом пришло ко мне не вдруг и не сразу. Имея уже некоторый опыт подводной охоты с ружьем, я загорелся желанием запечатлеть на пленку все увиденное и еще то, что предстоит увидеть под водой. Захотелось показать, насколько интересен и необычен подводный мир и его обитатели. Многие заблуждаются, считая, что снимать можно только в море. Да, конечно, морская вода намного прозрачней, а требования, предъявляемые к чистоте воды, необходимой для фотосъемки, намного жестче, чем просто для подводной охоты. Ведь, к примеру, некоторые профессионалы умудряются охотиться в совершенно мутной воде, где видимость не превышает 15 - 20 см, но этого для них вполне достаточно, чтобы отыскать скрывающегося в норе угря. Разумеется, для фотоохоты такие условия неприемлемы.

И все же снимать можно и в пресной воде. В большинстве наших водоемов, правда, видимость неудовлетворительная. Но есть немало рек и озер, вполне пригодных для подводной съемки. По обилию ярких красок и многообразию форм жизни они, конечно, не идут ни в какое сравнение с коралловыми морями. Здесь в основном преобладают спокойные тона, а жизнь, пусть не столь заметная для мимолетного взгляда идет своим чередом, ни на миг не останавливаясь. И чтобы хоть чуть-чуть приподнять завесу таинственности над миром, скрытым от нас толщей воды, необходимо заглянуть в него, А это можно сделать, лишь окунувшись туда с головой - в самом прямом смысле. Показать человеку то, на что он так долго не обращал внимания, постараться заинтересовать его, заставить увидеть окружающий мир в неожиданном ракурсе - и есть то, к чему должен стремиться настоящий фотограф.

Итак, желание у меня было, оставалось дело за малым - изготовить бокс для моего ╚Зенита╩. Не надеясь на себя, я обратился к знакомому специалисту. И вскоре в моих руках была готовая система - загерметизированный фотоаппарат и пристыкованная к нему забоксированная вспышка. Кстати, вспышка изначально была выбрана ╚Metz-32╩ - благодаря своей форме она легко вписывается в цилиндр диаметром 100 мм и поэтому без особого труда боксируется.

Когда снимают на воздухе, то при удаленности объекта обычно применяют длиннофокусную оптику. Вода же содержит много примесей и микрочастиц, так называемой взвеси, что значительно снижает ее прозрачность. Отсюда ясно: чтобы получить качественный кадр, необходимо сократить расстояние до объекта - проще говоря, попытаться снять его как можно ближе. А еще вспомним физику: вода как среда более плотная оказывает существенное влияние на оптические характеристики объективов; если конкретней, то под водой уменьшается угол зрения объектива, те, увеличивается фокусное расстояние. Поэтому предпочтение отдается широкоугольным объективам. Объективы с большим фокусным расстоянием под водой применяют, как правило, для макросъемки.

Мне хотелось бы остановиться на недостатках выбранной мной камеры - для того лишь, чтобы помочь вам сделать выбор: стоит ли боксировать недорогую камеру, имеющую функциональные недочеты, или лучше сразу купить более дорогую модель, Итак: прежде всего - наводка на резкость с помощью микрорастра при слабом свете порой очень затруднительна. Можно порекомендовать, например, сразу устанавливать определенное расстояние с возможно большей глубиной резкости и производить съемку при попадании в эту зону. Другой недостаток ╚Зенита╩ невозможность работы системы фотоаппарат - вспышка в системе TTL, проще говоря - невозможность точного выбора экспозиции при использовании фотовспышки. А также слишком низкая скорость синхронизации - 1/30 с, что для съемки быстродвижущихся целей совсем неприемлемо, В первом случае методом проб можно составить приблизительную установочную таблицу зависимости диафрагмы объектива от расстояния до объекта, во втором - снимать без вспышки на малых глубинах, где света вполне достаточно для коротких выдержек. Но все эти недостатки компенсируются доступностью и дешевизной камеры, что особенно важно для начинающих, еще не определившихся в своем выборе подводных фотографов.

Что еще необходимо знать для успешной съемки под водой?

Несколько слов о вспышках. То, что они нужны, не вызывает сомнений. Даже на небольшой глубине в ясный солнечный день явно ощущается недостаток света, а если вы к тому же ныряете среди водной растительности, где наиболее вероятна встреча с затаившейся рыбой, то тут царит такой полумрак, что впору пользоваться фонарем. Сейчас в продаже имеются недорогие компактные фотоаппараты, в народе именуемые ╚мыльницами╩. Есть среди них модели со встроенной вспышкой, предназначенные для подводной съемки. Казалось бы, бери да снимай. Но есть одна проблема: основной поток света вспышки распространяется по оси объектива, который у таких камер расположен в непосредственной близости от вспышки, Луч света проходит расстояние сначала до объекта, а потом - отразившись от него - обратно, дважды высвечивая взвешенные в воде частицы! И на фотографии мы получим, в зависимости от количества и величины этого ╚мусора╩, либо засвеченное белое пятно, либо - в лучшем случае ╚снег╩, светлые пятна и точки. В принципе небольшое количество таких частиц бывает даже полезно - картина оживает, приобретает динамичность. Но гораздо чаще случается некондиция - испорченный кадр.

Проблему пытаются решить, вынося вспышку немного вперед и в сторону, тем самым удаляя ее от оси объектива, Конструкция получается довольно громоздкой,

зато удается немного уменьшить ╚паразитную╩ засветку.

Вывод: не спешите с покупкой ╚мыльницы╩. Конечно, если вы не помышляете ни о чем серьезном, а фотоаппарат нужен лишь для того, чтобы запечатлеть мимолетные моменты вашего беззаботного отдыха где-нибудь на курорте, вам вполне подойдет такая камера. С ней не будет хлопот: во-первых, она компактна, во-вторых, элементарно проста в обращении, а в-третьих, снимать можно везде - и на воде, и под водой. Но при более серьезных намерениях следует пройти курсы подводной фотографии, с недавних пор открытые в некоторых дайв-цент-рах, или обратиться частным образом к знающим людям.

Допустим, у вас уже есть камера и бокс к ней. Что делать дальше, где и что снимать? Методы поиска объекта съемки, коим обычно является рыба, те же, что применяют подводные охотники, выслеживающие добычу (поэтому, если вы к ним относитесь, у вас не возникнет особых трудностей). Сюда можно отнести активный поиск, суть которого объяснять не надо, и пассивный - засадный, когда затаившийся ╚стрелок╩ ждет появления проплывающей мимо рыбы. Оба способа вполне надежны. Первый позволяет отыскивать скрывающуюся рыбу, второй - подстерегать активно передвигающуюся.

Порой на практике приходится совмещать оба варианта. Так, например, отыскав прячущуюся в кустах щуку, но не сумев осторожно приблизиться к ней, вы притворяетесь неодушевленным предметом, чтобы стронутая с места хищница не скрылась моментально из виду. Тут есть некоторый шанс, что, не наблюдая дальнейшего перемещения незнакомого ей объекта, она сама проявит любопытство, приблизившись к вам и позволив тем самым запечатлеть себя во всей красе. Я не случайно упомянул о щуке, так как она - один из лучших объектов для съемки. В меру спокойная, многочисленная почти во всех водоемах, при этом крупная и с колоритной внешностью, она заслуживает статуса речной ╚топ-модели╩.

Что сказать об остальных обитателях рек и озер? Однозначно указать, что таким-то способом вы выследите и заснимете такую-то рыбу - нельзя, Нестандартных ситуаций масса, и все предусмотреть невозможно. Будьте внимательны и наблюдательны, анализируйте увиденное, а главное, больше ныряйте -ведь сколько бы вы ни рассуждали на берегу о том, как ╚это╩ лучше снять, под водой все может оказаться совсем по-другому. Поэтому совет один - как можно больше практики. Многие рыбы, в том числе карась и окунь, проявляют любопытство и по отношению к фотографу, так что если в первый же миг вы не распугаете их своим неожиданным и шумным появлением, то сможете познакомиться с ними поближе.

Но если у вас уж совсем ничего не получается - попробуйте ночную съемку. Ночью гораздо больше шансов встретить своих излюбленных ╚фотомоделей╩, за которыми днем вы безуспешно гонялись по всему водоему. Многие рыбы с наступлением темноты впадают в состояние транса или сна (хотя сном в нашем понимании это не назовешь). В таком состоянии они даже позволяют дотрагиваться до себя и, лишь почувствовав прикосновение, срываются с места.

С приходом ночи на открытых участках дна можно увидеть немало мелких рыбешек, которые выбираются сюда из густых зарослей травы, где скрывались днем, Скорее всего, это связано с тем, что водные растения в темноте интенсивно расходуют кислород, так как прекращается фотосинтез. Иными словами, рыбки попросту вылезают подышать.

Не забывайте о безопасности. Ночью надо быть вдвойне осторожным, Прежде всего - не следует забираться на большую глубину. Если фонарь уже не ╚добивает╩ до дна, а в наших водоемах это три-четыре метра, то перемещайтесь назад, на мелководный участок. И второе: на больших акваториях не уходите далеко от места стоянки, Особенно это касается незнакомых мест, даже если днем вы успели здесь понырять. В безлунные ночи очень легко потерять береговой ориентир. А плыть наугад и вылезать в незнакомом месте не особенно приятно. Поэтому, если есть возможность, разожгите на берегу костер, зажгите какие-нибудь еще огни, на крайний случай оберните ближайшее к воде дерево или куст фольгой, чтобы потом с помощью фонаря легко было отыскать место, где вы заходили в воду. В общем, заранее все продумайте, прежде чем лезть ночью в воду.

Для ночного плавания, кроме обычного снаряжения, вам понадобятся два фонаря. Один - мощный - будет у вас в руках, а другой, так называемый пилотный, меньшей мощности, следует укрепить на вспышке или на самом боксе, Он будет указывать примерное направление оси объектива фотоаппарата, так как ночью трудно пользоваться видоискателем и снимать больше приходится ╚на глазок╩, для чего заранее устанавливается определенное расстояние наводки на резкость. Если
вас не очень пугает темнота и вы ныряете не первый день, можете испробовать такой вариант.

Ну, и напоследок немного лирики. Для человека, имеющего опыт подводной охоты с ружьем, самое трудное - побороть охотничий инстинкт. Я сужу по себе. Порой бывает так: видишь перед собой великолепный экземпляр, который, будь в руках ружье, мог бы моментально оказаться удачным трофеем, А вместо этого пытаешься, соблюдая все меры предосторожности, сначала подобраться на невозможно близкое расстояние, затем поймать в фокус и нажать кнопку спуска - но в последний миг рыба уходит прямо из-под носа, оставляя в душе лишь разочарование и обиду. И хотя азарт поиска еще остается, результат огорчает, Ведь получить действительно хороший снимок не в пример трудней, чем просто подстрелить найденную рыбу. В такие моменты возникает предательское желание оставить фотоаппарат, взять в руки ружье и добыть вполне осязаемый трофей. Но если вы этому желанию не поддались - будьте уверены, вскоре вы добьетесь успеха. А лучшие снимки будут украшать ваш альбом, напоминая об удивительных и интересных встречах под водой.

Виталий Волков